Свой среди чужих, чужой среди своих .
Большинству идавирумасцев знаком крест, который установлен на обочине трассы Нарва-Таллин между Пуртсе и Ранна, в местечке Кырккюла. Только происхождение его мало кому известно. Те надписи, которые были нанесены на камень, прочитать уже невозможно и лишь православный символ –маленький крест с голгофой, в верхней части , виден с обеих сторон до сих пор.
В 1858 году, в Дорпате (совр. Тарту), вышла книга Генрика Ганзена Geschichte der Stadt Narva –История города Нарва. В ней описываются события с 13 века по время современное автору. В своей работе автор использует русские,немецкие и шведские источники.Одной из иллюстраций ,на странице 55, является рисунок мальтийского креста. Дальше мой вольный перевод из книги: «примерно в 90 верстах от Нарвы, в нескольких минутах ходьбы от почтовой станции Warja ,на возвышенности морского побережья ,по-прежнему находится каменный крест, у которого один конец отломан был уже много лет назад. На одной из сторон можно прочитать «4 февраля 1590 года был убит благородный и мужественный Василий Разла...» , который несомненно был русским и служил в шведской армии. Надписи с другой стороны , не смотря на все попытки, дешифровать не удалось». Надо признать, что и современному русскому, глядя на рисунок совсем непонятны символы на второй стороне, хотя их славянское происхождение является очевидным. Существует предположение советского археолога Александра Спицына: «Лета 7098, месяца февраля на память Святого Сидора <…> убиен бысть на сем месте раб Божей Василией…».
Так кто же этот русский и почему ему был поставлен памятник в виде мальтийского креста? 16 век для России был смутным и жестоким временем, царство Ивана Грозного сопровождалось многочисленными войнами в ходе которых различные территории меняли свое «подданство». К 1576 г. большая часть Эстонии была постепенно захвачена русскими войсками. Только Таллинн оставался прочным опорным пунктом Швеции, который русским не удалось покорить даже после неоднократных осад. В Ливонии распространялась российская система поместий. Вместе со служилыми людьми в Ливонию переселялись и члены их семей.
Когда военная удача повернулась не в пользу России, русские помещики — они происходили преимущественно из Новгородской земли — стали покидать захваченную территорию, но не все. Часть из них осталась и получила феоды от шведского короля и стали частью дворянства Эстляндии, а в последствии принимали активное участие в русско-шведских конфликтах на шведской строне. Ливонский летописец Бальтазар Руссов писал, что когда шведские войска захватили Нарву в 1581 году, на приступ ходили ракверские и падиские русские, которые перешли на службу короля. Причем они отличались особой жестокостью к своим единоверцам и соплеменникам.
Некоторые российский дворяне бежали к шведам от опричнины и царского беспредела. В середине 70-х было составлено послание на русском языке к дворянам уйти от «антихристианского тирана» Ивана Грозного на службу к «подлинно христианскому» королю Швеции Якову III.
Большинство русских «эмигрантов» составляли рядовые помещики,но переходили на службу и бояре. Всех перешедших русских дворян принято называть обобщенно «боярами», так появился термин «шведские бояре» или baijorer, ryss(e)baijorer -русские подданные шведского короля дворянского происхождения, в последствии ставшие шведскими дворянами.
Среди фамилий истинно боярских родов, встречаем фамилию Rosladin -Розладиных. В июне 1582 г. в Нарву пришли бежавшие из России дворяне, три брата: Петр, Василий и Федор Розладины, которые поступили служить в войско шведского полководца Понтуса Делагарди. Не позднее 1586 г. Василий получил от Понтуса Делагарди и короля Юханаземли на о. Хийумаа. На острове Василий самовольно занял и пустоши, а в шведской армии служил в том числе и в качестве переводчика. Кстати, его двоюродный или троюродный брат Василий Роздладин -Квашнин был казнен Иоаном Грозным еще за 10 лет до бегства братьев. В 1584 закончилось жестокое правление Ивана Грозного и на престол взошел его третий сын Федор Иоанович, который, по слову самого Ивана Грозного, был «постником и молчальником, более для кельи, нежели для власти державной рождённый» ,поэтому фактически всю власть в своих руках держал Борис Годунов.
Именно Годунов начал русско-шведскую войну 1590-1593 годов, закончившуюся мирным договором, согласно которому Россия вернула себе земли, утраченные во время неудачной Ливонской войны- Ивангород, Ям, Копорье и Корелу. 26 января 1590 года русские войска разбили шведов под Ивангородом, 2 февраля осадили Нарву, а 4 февраля Василий Розладин был убит.
Существует легенда аж в нескольких вариантах, связанная с его гибелью. по одной версии он был убит ночью, в своем шатре, по второй версии - он был казнен будучи взят в плен вместе с Гансом Мейделем и Отто Врангелем, ну и третья - романтическая, крест установлен на месте сражения, где русский отряд настиг отступавших шведов,а дело было так: когда русский отряд догнал шведов, оба войска построились в боевые порядки. По древнему обычаю выслали из своих рядов самых крепких воинов для поединка. Долго бились, проявляя мужество, храбрость и умение. Наконец, шведский витязь оплошал и тут же пал замертво от руки русского. Русский склонился к лицу поверженного, желая получше рассмотреть достойного противника, и с суеверным ужасом признал в нем родного брата... О произошедшей трагедии узнали оба войска и ...разошлись в разные стороны: шведы двинулись в Раквере, а русские назад к Нарве. Есть еще вариант согласно которому памятник поставлен человеку , которого убили выстрелом ..... с корабля, так как море в давние временам было выше и ближе J
3-й вариант самый романтичный, но в в жизни события оказались проще, тем более мы знаем, что Василий перешел на вражью службу вместе с братьями. Обратимся к книге Ганзена «русские начали обстреливать Нарву и проломили стену в двух местах. После того как они пошли на штурм в их плену оказался Отто Майдель». Так что версия о плене и последующей казнью Василия кажется вполне правдоподобной однако, "чтобы шведский гарнизон не получил помощи извне, к Раковору был послан передовой полк во главе с Дмитрием Хворостининым, образующий заслон осадного войска. Хворостинин успешно справился с задачей и находящиеся в Ревеле шведские войска так и не смогли прорваться к Нарве и деблокировать её."
Версия о пленении под Нарвой и последующей казнью кажется несостоятельной, вероятнее всего в Кырккюла русский заслон дал бой, в котором и погиб Василий Розладин.
И в наше время на месте гибели людей ставят памятники, так же и поступали и раньше. Крест является памятным, никакого захоронения под ним нет, а вот место упокоения боярина остается неизвестным.
Мне не хочется ни судить не оправдывать тех людей, кто стали по неизвестным нам причинам «перебежчиками»-они люди своего непростого времени со своей моралью и ценностями. Будучи предателем для своих соплеменников, Василий Разладин успел заслужить уважение шведов, которые увековечили память о нем в виде каменного креста у дороги.
А.Вереш
Источники: Hansen, Heinrich Johann Geschichte der Stadt Narva
А. Селарт «РУССКИЕ БОЯРЕ» В ЭСТЛЯНДИИ (конец XVI – начало XVII в.)
https://ru.wikipedia.org
http://www.forttour.net/legends_est.html
|